Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.
Вход   Регистрация  

Главная Клуб Фонотека
О музейных ценностях

Музеи СНГ и России, где стоит побывать.


Произведения искусства, иногда по-настоящему великие, поджидают нас не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих музеях на просторах бывшего СССР.

КУРСК: Дейнека. Курская областная картинная галерея имени Дейнеки не привозила в Москву (в рамках «Золотой карты») очередной -- фирменный для провинциальных музеев -- набор картин известных европейских и русских художников. Хотя выставка подобных шедевров была ей по силам: в собрании есть даже картина Тьеполо. В Москве продемонстрировали только работы Александра Дейнеки -- культового советского художника, едва ли не единственного из классиков соцреализма, сумевшего сохранить живую душу и смелую повадку. Дейнека поделился с галереей не только именем. Здесь хранится самая большая коллекция его произведений, в том числе «Автопортрет» (1948), «Футболист» (1932), «Портрет жены» (1936), множество рисунков, акварелей, иллюстраций, плакатов -- почти тысяча работ. Москве показали едва ли десятую часть.

Александр Дейнека - "Оборона Севастополя" 1942 год.


КРАСНОДАР: русский авангард. Краснодарский краевой художественный музей имени Коваленко, старейший на Северном Кавказе, располагает прекрасным разнообразным собранием, однако же лучшее в нем -- русский авангард. В коллекции -- главные имена, великолепные классические произведения: «Деревенские купальщицы» Михаила Ларионова, «Беспредметное» Василия Кандинского, «Живописная архитектоника» Любови Поповой (фото 1), «Супрематизм» Казимира Малевича, уникальные конструктивистские работы братьев Стенбергов и Константина Медунецкого, картина Ивана Пуни, что и вовсе редкость для российских музеев.

КИЕВ: Веласкес. Киевский музей западного и восточного искусства носит теперь, как и предполагалось еще в 1917 году, имя своего основателя -- Богдана Ханенко. Он увлекся коллекционированием в Петербурге, где служил после окончания Московского университета. А начиная с 1881 года, уйдя в отставку, посвятил собирательству и благотворительности все свое время. Огромное собрание Богдана и Варвары Ханенко считалось одним из лучших в дореволюционной России и совершенно уникальным, если говорить о классической западноевропейской живописи. Ни один другой частный коллекционер не мог похвастать подобными шедеврами. Жемчужина собрания -- «Портрет инфанты Маргариты» великого Веласкеса: одно из двух произведений живописца, попавших в Россию (другое -- «Завтрак» -- находилось в императорском Эрмитаже). Картины Веласкеса вообще большая редкость в мировых собраниях, почти все шедевры испанцы оставили у себя, в мадридском музее Прадо. «Портрет», который Ханенко приобрел на берлинском аукционе, считается эскизом к большому парадному, хранящемуся в Прадо, но у инфанты из Киева особое очарование. Картину другого знаменитого испанца Сурбарана «Натюрморт с мельницей для шоколада» Ханенко купил в Москве почти случайно. Среди других украшений киевского музея -- картины итальянских живописцев Перуджино и Беллини, нидерландского мастера XV века «Поклонение волхвов». Но как и многие коллекционеры того времени, Ханенко не ограничивался живописью. В музее можно увидеть и египетские статуэтки, и античную скульптуру, и иконы с Синая, и гобелены, и витражи, и древнерусские и византийские иконы. Богдан Ханенко умер в мае 1917 года. Его вдова Варвара, дочь богатого сахарозаводчика Николы Терещенко, во исполнение воли покойного мужа передала коллекцию, семейный особняк и огромную, в 10 тысяч томов, библиотеку городу Киеву. Единственное условие дара -- музей должен носить имя Ханенко -- вскоре было нарушено. К сожалению, пострадала и цельность коллекции -- значительная часть ее была распределена по различным музеям: досталось и московским, и питерским, и даже Ташкенту. В 1930-е восемь произведений были изъяты для продажи за рубеж, в том числе еще один шедевр -- готический французский гобелен, изготовленный в 1512 году.
А «Сельский праздник» Брейгеля украшает теперь музей Метрополитен в Нью-Йорке.

ИВАНОВО: египетская мумия и римские мозаики. В отличие от дворянина, блестящего юриста, камергера императорского двора и члена Государственного совета Богдана Ханенко, ивановский фабрикант Дмитрий Геннадиевич Бурылин был человеком из народа. Он собирал предметы самые разные, руководствуясь не высоким вкусом, а страстью к диковинам, интересом к чужим, экзотическим культурам. И, разумеется, желанием принести пользу обществу: основанный им Музей промышленности и искусства стал доступен для публики незадолго до начала Первой мировой войны (и, кстати, стал не единственным добрым делом Бурылина). Поскольку Бурылин был страстным путешественником (при этом человеком везучим: купил билет на «Титаник», но не поехал -- вовремя заболел), то значительная часть коллекции -- это его собственные приобретения, сделанные в странствиях. Самый знаменитый экспонат коллекции хранится сейчас в Ивановском областном художественном музее -- это египетская мумия (то ли принцессы, то ли просто юной девушки), которую Бурылин купил в Каирском музее в 1913 году. Это единственная мумия в российской провинции. Единственной является и замечательная крышка саркофага, которую Бурылин вместе с другими египетскими древностями (статуэтками людей и кошек, жуками-скарабеями) приобрел у известного коллекционера -- дрессировщика Дурова. В Иванове можно увидеть и римские мозаики. К сожалению, как и в случае с музеем Ханенко, музей Бурылина, национализированный еще при жизни собирателя (он стал там хранителем), на протяжении десятилетий безжалостно растаскивался по частям. Масонская коллекция оказалась в Эрмитаже, часть восточной коллекции -- в Музее Востока. Даже в самом Иванове собрание Бурылина ухитрились раскидать по нескольким музеям. Что делать -- замечательных коллекционеров в России было меньше, чем музеев в Советском Союзе.

РОСТОВ: скифские сокровища. В Ростовском областном музее краеведения хранится потрясающая коллекция античной пластики и скифского золота (фото 3): ювелирные украшения, изысканные сосуды, оружие -- все украшено золотыми фигурками скачущих и сражающихся воинов, летящих в галопе оленей, крылатых драконов, танцующих животных.
Огромный регион от Черного моря до Сибири и Средней Азии исправно приносит урожай археологам. В курганах, разбросанных на степных просторах юга России, классические античные сосуды соседствуют с диковинными орнаментами скифского «звериного» стиля. Но кочевые племена уносили античность и далеко на Восток -- с собой.

УФА: золотые олени и Капова пещера. Теперь многие золотые вещи остаются в тех областях, где они найдены. Увы, они доступны публике далеко не всегда. Чудесных золотых оленей, считающихся самой потрясающей археологической находкой в пореформенной России и постоянно прописанных в Уфе (в Музее археологии и этнографии), легче увидеть на выставках в столицах и за рубежом. Башкирия пока не может реализовать свой неповторимый туристический потенциал, хотя там находится и единственная в стране пещера с палеолитическими рисунками -- Капова. Сейчас к услугам туристов лишь копии знаменитых росписей. К подлинникам не пускают, зато и плату за вход в пещеру снизили. Но впечатление получить все равно можно, тем более что другие аналогичные рисунки находятся в визовой зоне -- в Испании и Франции.

ЕКАТЕРИНБУРГ: павильон Баумгартена и Кандинский. Многие региональные музеи представляют фирменные промыслы своих мест: в том же Иванове можно, например, полюбоваться на ткани. Самым странным и любопытным объектом, технически связанным с местным промыслом (в данном случае, каслинским литьем), является чугунный павильон архитектора Баумгартена (фото 2), удостоенный Гран-при на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже 1900 года. Этот павильон (огромную ажурную беседку -- символ бившей через край энергии тогдашних российских предпринимателей) можно увидеть в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Здесь же находится и лучшая за пределами Москвы и Петербурга (даже превосходящая краснодарскую) коллекция русского авангарда -- с шедеврами Кандинского, Розановой, Родченко, Кончаловского. Учтем, что картины авангардистов, некогда разосланные по большим и малым городам с целью организации первых в мире музеев современного искусства, сохранились далеко не везде. Екатеринбургская коллекция тоже понесла серьезные утраты, но лишь в ней гармонично представлены лучшие художники, причем картинами первого ряда.

Омский областной музей изобразительных искусств: сокровища курганов, редкие за пределами столиц произведения Михаила Врубеля, имя которого и носит музей, работы московских художников группы «Бубновый валет», а также местных -- объединения «Червонная тройка».

Национальный музей Республики Татарстан, Казань: египетская, античная, булгарская коллекции, искусство эпохи Казанского ханства, настенные рисунки шамаили.

Пермская государственная художественная галерея: знаменитая коллекция деревянной скульптуры, строгановские иконы XVII -- начала XX веков, русская и зарубежная живопись.

Нижегородский государственный художественный музей: одно из лучших собраний передвижников, западноевропейская живопись: «Лукреция» Лукаса Кранаха Старшего, «Площадь Навона в Риме» Бернардо Белотто, «Юноша с лютней» Джузеппе Мария Креспи.

Дальневосточный художественный музей, Хабаровск: западноевропейская живопись -- картины Каналетто, Тициана, мастерских Брейгеля и Рубенса. Кроме того, произведения нанайских мастеров, эскимосские изделия из кости, дальневосточный модернизм начала прошлого века.

Новгородский музей-заповедник: великолепное собрание новгородских икон, замечательная археологическая коллекция.

Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник: прекрасное собрание икон, в том числе работы Дионисия уникальной сохранности, традиционные промыслы Русского Севера. Рядом -- монастыри Кириллов со знаменитым иконостасом и Ферапонтов с росписями Дионисия.

Саратовский государственный художественный музей имени А.И. Радищева: картины русских классиков, небольшая коллекция западноевропейской живописи -- работы Давида Тенирса, Франсуа Буше, Джорджо Вазари.

Самарский областной художественный музей: произведения русской живописи и отличная коллекция русского авангарда.

Тверская областная картинная галерея: в Путевом императорском дворце -- собрание древнерусской живописи (особенно интересны работы местной тверской школы), картины передвижников, произведения западноевропейских художников.

«Огонек»

P.S.

Наверняка, в Вашем городе есть музей. Расскажите нам о нем. - Ждем Ваших комментариев.


| Автор: Фаина БАЛАХОВСКАЯ Источник
| Категория: О музейных ценностях
12.01.09 Просмотров: 6256 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:




Всего комментариев: 0
avatar